Работа в Намба и Яндекс такси в Бишкеке

Пожалуй самый главный вопрос: можно ли заработать в такси много денег в Бишкеке?

Короткий ответ – НЕТ!

Много денег вы не заработаете в таксомоторной сфере, заработанных денег только хватит на пропитание и какие-то мелкие расходы. Речь пойдет о работе в фирме «Намба такси» и агрегаторе «Яндекс», а также о других альтернативных фирмах.

Давайте разберем деятельность такси в Бишкеке. Немного вспомним истории и почему сейчас такая ситуация в Киргизии.

Во Фрунзе существовало два крупных таксопарка по полтысячи автомобилей и тарифы были для СССР довольно высокими, были времена, когда работа таксистом считалась престижной и высокооплачиваемой, хотя и была очень тяжёлой. Автомобилей не хватало и спрос был на такси очень большой, не смотря на высокие тарифы.

После приобретения независимости Киргизстана, таксомоторные предприятия переживали упадок и где-то в середине 90-х эта деятельность полностью исчезла как «таксопарки». На смену пришли частники, потом этих частников попытались объединить фирмы-диспетчеры, где водители работали на своих собственных автомобилях. Впрочем, ситуация мало изменилась с тех времён.

Насколько известно таксомоторных предприятий у нас две-три. Самым крупным как раз является «Намба такси», в котором мне довелось поработать. Остальные это компании-диспетчеры.

Итак, чтобы устроиться в данную компанию, нужно иметь свой личный автомобиль, либо можно работать на фирменном автомобиле за арендную плату.

Что касается своих личных автомобилей, то мало владельцев, которые имеют новые автомобили и готовы их использовать в такси. В основном будущие таксисты намерены использовать старенькие японские автомобили 10-15 летней давности, либо европейские, иногда даже старше.



У «Намба» существует три основных типа тарифов для пассажиров – Стандарт, Комфорт и Комфорт +. Поэтому, владельцы стареньких собственных автомобилей вынуждены возить только тариф «Стандарт», где посадка стоит 50 сомов и каждый километр по 10 сомов. Представляете за 170-180 сомов вы проедите от микрорайона Асанбай до рынка Баят через трудный трафик, потратя на дорогу около часа. Намба такси берёт фиксированную комиссию с водителя с каждого заказа по 10 сомов.

Для тарифов «Комфорт» вы должны иметь собственный автомобиль последних 3-5 лет и устраивать определенным требованиям. Либо работать на автомобиле компании за арендную плату. В таксопарке «Намба» предоставляют две марки автомобилей Рено Логан и Равон Некси.

Стоимость аренды, которые чаще выбирают водители, это по 750 сомов за 12-ти часовую смену. С 9-ти до 9-ти, либо днём, либо ночью.

Тарифы «Комфорт» тарифицируются по 70 сомов за посадку и по 15 сомов за каждый километр, чуть-чуть больше, чем у стандарта. Жаль, что таких заказов крайне мало, из моей практики всего 10%. Вот и приходится возить водителям комфорта дешёвые стандартные заказы.

Средняя поездка по тарифу стандарт по городу 130-140 сомов, от сюда вырисовывается простая арифметика. Сколько нужно сделать таких заказов, чтобы оправдать стоимость аренды и топлива. Много!

Что касается Яндекс такси, то тарифы у них еще хуже, чем у Намбы. К тому же Яндекс снимает свою комиссию 4,5% за заказ и комиссию таксопарка 5% (итог 9,5%).

Из двенадцати рабочих часов, я катал пассажиров практически без остановок, может быть, тратя 30-40 минут в день на обеденный перерыв. За эту смену я обычно накатывал 2500-3000 сомов, из которых нужно было отдать за аренду 750 сомов и заправить бензина на 900-1000 сомов, т.к. расход у данных автомобилей 9-10 л./100 км. Остаток так называемыми чистыми деньгами в конце рабочей смены был 800-1000 сомов. Согласитесь не очень много для тяжёлой и ответственной работы.

Что касается требований и ответственности, то здесь, мягко говоря, надо быть аккуратным. Потому что за повреждение автомобиля по собственной вине, ответственность ложится на водителя, а если повреждения сильные и автомобиль не может продолжать работать, то тогда на водителя накладывается за каждый день простоя по 1500 сомов. Если автомобиль будут ремонтировать 10 дней, то с вас попросят 15000 сомов за простой, плюс ремонт, а это целый месяц бесплатной работы, рабства! Если не по вашей вине, то страховка полностью покрывает.

Требования к водителю при трудоустройстве следующие: нужно принести справку из МВД о об отсутствии судимости, оплатить патент (500 сом./1 месяц), справку с места жительства, иметь городскую прописку, носить на работу белую рубашку и быть вежливым, а иногда вылизывать пассажиров и прыгать на задних лапках, шучу. Также оставить залог в компании «Намба» в размере 7000 сомов.

Такая работа может быть только временной. Поэтому не удивляюсь, почему у них такая большая текучка кадров.



Но от чего же такие проблемы? Всё дело в тарифах и прошлом демпинге.

Опять же давайте вспомним историю и тарифы нескольких лет назад.

Тариф 50 + 10, остался прежним за последние 5-6 лет, а 10 лет назад тариф был 45 + 8. Но согласитесь, что это крайне мало за такой период времени. С учётом того, что бензин за 5 лет подорожал на 30%, продукты питания стали стоить на 20-25% больше, да и в целом жизнь стала дороже.

Конечно, я понимаю компании, но они создали сами такую ситуацию. Из-за высокой конкурентности на рынке таксомоторных перевозок, не могут такие компании как «Намба» поднять в одиночку тарифы, т.к. другие компании их просто сожрут. Поэтому прошлый демпинг сказывается на доходах сегодняшних водителей. Очень похожая ситуация с маршрутными такси в Бишкеке.

К большому сожалению, у нас не работают проф.союзы, а владельцы компаний плевали с большой колокольни на доходы своих сотрудников. Они бы рады нам платить меньше и получать прибыли больше. Капитализм и самая настоящая буржуазия в своём полном проявлении. Не научились мы пока жить в капитализме, а защиты от государства вовсе нет. Девиз такой: «Что-то тебя не устраивает, никто не тебя не держит».

Выход есть!

На удивление, но выход может из этой ситуации сделать только государство. Вряд ли пойдут частные компании на этот шаг, чтобы объединиться и поднять тарифы, да если и пойдут, то появится новая фирма и будет устанавливать свои низкие тарифы, как поступает сейчас Яндекс такси.

Поэтому только государство может сделать реформы с сфере таксомоторных перевозках.

Чтобы я бы предложил для изменения, пожалуй следующее:

  • Установить минимальные тарифы для пассажиров. Выше пожалуйста, ниже нарушение закона. На данный момент, минимальный тариф подходит следующий: 70 сомов посадка, каждый километр по 15 сомов и время в пути 2 сома в минуту, в независимости двигается автомобиль или нет.
  • Установить максимальную комиссию таксопарков с водителей, например не более 10%.
  • Запретить извоз на собственных автомобилях без лицензий.
  • Установить единый цвет для автомобилей (не обязательно жёлтый, можно зелёный, красный, голубой и даже розовый). Установить правила шашки, горит — свободный, не горит — занят.
  • Получение лицензии на автомобиль, на право перевозки пассажиров. Эти лицензии могут получать как компании, также индивидуальные предприниматели для себя.
  • Обязательно добавить лицензии на водителей такси, помимо существующих на автомобили. Водителям прежде, чем получить эту лицензию, должны пройти обучение и сдать экзамен, особенно правила дорожного движения.
  • Установить дресс-код, например желтые или белые рубашки, а в холодное время года – единые куртки.
  • Разработать льготную программу или уменьшить требования для получения кредита на покупки новых автомобилей, особенно для ИП.

Поймите одно, такси не должно быть сильно дешёвым, иначе водителям чтобы заработать себе на жизнь, вынуждены работать не 8 часов как положено, а минимум 12, а то по 14-15 часов. Это ведь риски для пассажиров, таксист в какой-то мере временно ответственен за вашу жизнь и случае ДТП он попадает как главный виновник за нанесения пассажирам ущерба.

Конечно, я соглашусь, приятно платить меньше. Но поймите одно, не может такси с одной части города в другую стоить 2$, а из аэропорта 7$. Это очень мало. Я рассматриваю с двух сторон, со стороны водителя и со стороны пассажира. Так вот, со стороны пассажира я не прочь платить больше, если сервис будет выше и всё это будет окультурено.

*Обсудить тему можно внизу в комментариях!



Похожие записи

Комментарии:

Оставить комментарий